МБДОУ №12 г. Моздок РСО - Алания

Портфолио дошкольника

  Рекомендации по технологии составления ПОРТФОЛИО дошкольника.

В наше время большое внимание уделяется развитию ребёнка как личности, с его индивидуальными способностями, индивидуальным темпом и особенностями развития. Помочь ему раскрыть себя, заметить в каждом свою «изюминку» способна технология «Портфолио».
Понятие портфолио различно. Чаще всего оно применяется как портфолио творческой личности. Однако из всех определений понятия портфолио можно выделить, что это способ фиксации, накопления индивидуальных достижений за какой-то определённый период. Причём, портфолио может составляться как на одного человека, так и на группу детского сада, спортивный коллектив, детский музыкальный коллектив. Портфолио может составляться и на педагогический коллектив детского сада, и на конкретную семью. Но как бы там, ни было, портфолио – это показатель творческих успехов. И это главное. Ведь как важно заметить что-то хорошее, положительное, а не акцентировать внимание на том, что ещё не можешь, не знаешь, не умеешь.
Портфолио – это так называемое «досье успеха», в котором отражается всё интересное и достойное из того, что происходит в жизни человека.

Чтобы портфолио достигло своей цели,  необходимо соблюдать ряд условий:

  1. Одно из главных условий – это добровольность. Если ведение портфолио сделать обязательным, то оно будет зачастую носить формальный характер. Это будет лишь лишняя нагрузка и для педагога и для детей. Создатель портфолио должен быть заинтересован в его создании. Даже отбор материала ребёнок должен делать самостоятельно. И если он не согласен, разместить какой-либо материал в папке портфолио, то делать это не нужно. Ведь тогда теряется индивидуальность портфолио.
  2. Необходимо чётко понимать цель сбора информации, цель создания самого портфолио. Она может быть различной:
    - для сбора достижений, которые отражают результаты работы по какому-то направлению (например, достижения в изобразительном искусстве, спортивные достижения и т. д. )
    - накопительной, когда информация собирается за определённый период. Таким образом, можно увидеть путь развития ребёнка за определенный отрезок времени (например, от рождения до 3-х лет, от 5 до 7 лет и т. д. )
    - тематическое портфолио; составляется исходя из темы. Например, моё домашнее животное, лето -  весёлая пора и т. д.
  1. Количество разделов и рубрик, их тематика определяется индивидуально для каждого случая.
  2. Удобство хранения. Весь собранный материал необходимо систематизировать и хранить так, чтобы было удобно его использовать.
  3. Если портфолио дошкольника, то вид, структуру и содержание определяет, либо педагог, либо члены семьи. Нельзя сбор информации пускать на самотёк, но считаться с мнением ребёнка обязательно.
  4. Систематичность в сборе информации. Портфолио подразумевает постоянное пополнение и анализ имеющихся материалов. Можно заранее определить периодичность работы(например, не реже 1 раза в неделю, 1 раза в месяц, 1 раза в квартал и т. д. )

 

 Надо помнить, что портфолио дошкольника – это, прежде всего, первый шаг в открытии малышом своего Я:  собственных чувств, переживаний, побед, разочарований, открытий. Это «копилка» личных достижений малыша в разнообразных видах деятельности, его успехов, положительных эмоций, возможность еще раз пережить приятные моменты своей жизни.

Цель портфолио.

 Портфолио дошкольника рассматривается в качестве личных достижений дошкольника в разнообразных видах деятельности, собираемой за время пребывания ребенка в детском саду. Введение портфолио позволит воспитателю целенаправленно собирать, систематизировать информацию о ребенке, фиксировать индивидуальные неповторимые субъектные проявления детей, что особенно важно в дошкольном возрасте, когда развитие ребенка характеризуется неравномерностью, скачкообразностью, индивидуальным темпом созревания психических функций и накопление субъективного опыта.

Любое портфолио должно привлекать в первую очередь самого автора-ребенка. Страницы его должны быть оформлены так, чтобы дошкольник, который ещё не умеет читать, смог понять, о чём идёт речь. Этому способствуют фотографии, рисунки, иллюстрации.

оптимальной обложкой для портфолио дошкольника  является папка с кольцами, в которую можно вкладывать страницы в прозрачных файлах, а само портфолио дошкольника обязательно должно быть красочным: с иллюстрациями и рисунками.

Структура портфолио.

Образец № 1

Титульный лист («Портфолио», фото, ФИО)

Оглавление

1. Обо мне :

  Я родился

  Я расту (антропометрические данные)

  Тайна моего имени и фамилии

  Я живу (Краткий рассказ об улице, городе, республике, стране, континенте и планете)

  Моя национальность (краткий рассказ о праздниках, танцах, костюме, орнаменте, подвижных играх, блюдах, языке, обычаях и т.д своего народа.)

  Знак Зодиака, год.

2. Моя семья:

  Мои родители (Фото, имена, краткая информация)

  Генеалогическое древо семьи (схема, фотоколлаж и т.п. с указанием города жительства каждого члена, желательно несколько колен).

3. Мои друзья (фото, мини-рассказ)

4. Мои достижения (награды, грамоты и т.д.)

5. Мои путешествия (фотоотчёт о достопримечательностях, культуре, народе и специфике места с краткой характеристикой)

6. Золотая голова (фотографии выступлений на утренниках, тексты выученных стихотворений, ролей, проекты, исследования)

7. Вот что я могу (образцы художественного творчества ребенка, входят только лучшие и качественные работы)

8. Мои любимые (люди, животные, игрушки, мультфильмы, занятия и т.д.)

9. Я мечтаю (фиксируются высказы­вания самого ребенка на предложение продолжить фразы: «Я мечтаю о…», «Я бы хотел быть…», «Я жду, когда…», «Я ви­жу себя…», «Я хочу видеть себя…», «Мои любимые дела…»; ответы на вопросы: «Кем и каким я буду, когда вырасту?», «О чем я люблю думать?».)

10.  Посоветуйте мне…. В разделе даются рекомен­дации родителям воспитателем и всеми специалистами, рабо­тающими с ребенком.

11.  Спрашивайте, родители! В разделе родители формулируют свои вопросы к специалистам ДОУ. 

Образец № 2

  1. Титульный лист.
    На этом листе содержится информация о ребенке (фамилия, имя, отчество, дата рождения). Также фиксируется дата начала ведения, и дата окончания.
  1. Познакомьтесь со мной. 

Вкладышами в этом разделе являются листы:
2.1. Вкладыш «Полюбуйтесь на меня» – здесь последовательно вклеиваются портреты, сделанные в день рождения. 
2.2. Вкладыш «Обо мне» – лист содержит информацию о времени и месте рождения, информацию о том, что означает имя ребенка, в какой день празднуются именины. Хорошо, если родители напишут небольшой рассказик о том, как и почему было выбрано именно это имя. Можно подобрать материал о том, откуда пошла и что означает фамилия.
2.3. Далее раздел можно дополнять любой «персональной» информацией: знак зодиака, цветочный и прочие гороскопы, талисманы и так далее.
3. Я расту. 
3.1. Вкладыш «Динамика роста». Её лучше отслеживать не с момента начала ведения портфолио, а уже с первого года жизни. 
3.2. Вкладыш «Мои достижения за год», на этом листе фиксируются не только физические показатели, но и приобретенные за прошедший год умения и навыки: научился считать до 10, выучил буквы, научился кувыркаться и т.п. 

  1. Моя семья. 
    Листы-вкладки посвящены кратким рассказам о членах семьи. Можно использовать «индивидуальные» вкладыши для мамы или папы и «сдвоенные» для других родственников. В рассказе, кроме личных данных, можно упомянуть профессию, черты характера, любимые занятия того или иного члена семьи, а также особенности совместного времяпровождения. Например, «с тетёй Женей мы часто гуляем в парке и собираем листья для гербария»

5. Чем могу, помогу.
Малыши первых лет жизни активно «принимают участие» в работе по дому. Они помогают опускать белье в стиральную машину, поливать и опрыскивать цветы, протирать пыль. Сначала это игра, подражание. Затем ребенок вполне серьезно относится к домашним обязанностям. Несложно сделать несколько снимков, на которых маленькие помощники с усердием выполняют работу по дому.

6. Мир вокруг нас. 
Выходя за пределы домашнего пространства, ребенок сталкивается с удивительным окружающим миром. Он задаёт неожиданные вопросы, на которые у взрослых порой нет простого ответа. Высказывает свои мысли и наблюдения. Знакомится с растениями, животными, природными явлениями. В этом разделе можно поместить небольшие заметки, проиллюстрировать их фотографиями или подобрать в журналах тематические картинки. Можно взять за правило после каждой, расширяющей кругозор познавательной прогулки, выполнять с ребенком небольшую творческую работу.

7. Вдохновение зимы (весны, лета, осени).
Наша жизнь плавно течет от сезона к сезону. Осенью мы вместе с детьми собираем гербарий, зимой лепим снежную бабу, весной пускаем кораблики, летом купаемся в реке… Все это находит отражение в детских рисунках и других творческих работах. Кто-то с ранних лет проявляет интерес к фотографии, кто-то пишет свои первые стихи, кто-то с увлечением оформляет тематический плакат, а кто-то ведет календарь природы. Все эти работы вполне могут стать прекрасным наполнением этого раздела.
Если ребенок посещает детский сад, он, кроме всего прочего, принимает активное участие в утренниках («Здравствуй осень», «Новый год», «8 марта»). После каждого утренника в раздел желательно добавлять специальный лист-вкладку. Сюда можно поместить фотографии с утренника, записать стихотворение, которое рассказывал малыш. Стоит упомянуть конкурсы, в которых ребенок участвовал, танцы и песни, которые исполнял. Записать его впечатления от этого мероприятия.

8. Романтика путешествий.
Удивительным путешествием для ребенка может стать не только поездка к морю или экскурсия в другой город, но и поход в зоопарк или прогулка по осеннему лесу. Вкладышем в этот раздел могут стать красочно оформленные листы с указанием места и даты путешествия, проиллюстрированные фотографиями или детскими рисунками и содержащие небольшой рассказ о наиболее ярких впечатлениях.

  1. Мне интересно.
    Многие дети достигают значительных успехов, занимаясь в спортивных секциях, музыкальных и танцевальных школах, различных студиях и в кружках детского творчества, как в стенах детского сада, так и в учреждениях дополнительного образования. А кто-то проводит целые часы, занимаясь любимым делом дома. Конечно же, эти виды деятельности не должны оставаться без внимания. Будь это мимолетное хобби или серьезное увлечение ребенка, не столь важно. Главное, чтобы ребенок занимался этим видом деятельности с большим интересом и при этом сознательно стремился достичь определенных результатов. Данный раздел поможет с пристальным вниманием следить за интересом ребенка и фиксировать достигнутые результаты.
    Если ребенок занимается под руководством педагога, постарайтесь получить у него [педагога] отзыв. 

10.  Золотые ручки.
Этот раздел содержит фотографии работ (если они объемные) или сами работы, выполненные руками ребенка: поделки из природных материалов, вырезанные снежинки, постройки из конструктора, самодельная бумага и многое – многое другое. 
 Не забывайте, что одна из функций портфолио, так называемая «содержательная» – раскрыть весь спектр выполняемых ребенком работ.

11.   Волшебные пальчики. 
В разделе помещаются работы ребенка, связанные с мелкой моторикой: раскрашивание рисунков, штриховки, лепка из пластилина или из теста (фотографии работ). Сюда же можно поместить отчеты о выполнении пальчиковой гимнастики (фотографии ребенка и описания упражнений).

12.  Светлая головушка.
В возрасте 3-6 лет происходят большие изменения во всем психическом развитии ребенка. Чрезвычайно возрастает его познавательная активность: развиваются восприятие, наглядное мышление, появляются задатки логического мышления. Именно от того, как сформировано у ребенка-дошкольника восприятие, наглядно-действенное и наглядно-образное мышление, зависят его познавательные возможности, а также дальнейшее развитие речи, боле высоких, логических форм мышления и способностей к учебной деятельности. Успешно выполненные ребенком задания вкладываются в раздел «Светлая головушка». 

13.  Прыг – скок.
Данный раздел отражает динамику развития физической активности. Желательно фиксировать освоение ребенком тех или иных физических упражнений, а также количество повторений. Это могут быть кувырки, хождение по бревну без поддержки, катание на лыжах, отжимание от пола, лазание по канату, вращение хула-хупа, прыжки через скакалку и многое-многое другое.

  1.  Что ни слово – золото. 
    В дошкольном возрасте значительно возрастает роль речи как в познании ребенком окружающего мира, так и в развитии общения и разных видов детской деятельности. Малыши нередко называют предметы или действия своим собственными забавными словечками, придумываю новые, совершенно оригинальные слова. А как интересно они порой высказываются! Многие родители тщательно записывают детские перлы и даже присылают в редакцию портала. Предлагаем в этом разделе портфолио собрать собственную удивительную коллекцию слов и высказываний вашего воспитанника.
  2.  Почитай-ка
    Непременной составляющей детских портфолио должны стать отзывы о прочитанных книгах. Ребенок вполне может не только нарисовать свою иллюстрацию к книге, но и высказать свое мнение о ней: выделить понравившихся героев, отметить наиболее интересные эпизоды. 
    Если ребенок уже умеет читать, можно добавить в раздел графики роста скорости чтения. Однако следует заметить, что не скорость чтения надо ставить целью! Важно, чтобы ребенок не быстро читал, а, в первую очередь, хорошо понимал смысл прочитанного и мог пересказать текст своими словами.
  1.  Мои фантазии. 
    Раздел вмещает абсолютно все фантазии малыша независимо от формы проявления. Это могут быть сочиненные ребенком сказки или истории-небылицы, рисунки, фотографии облаков или найденных ребенком лесных коряг, по форме напоминающих каких-то существ. Мир фантазий ребенка безграничен, так пусть он найдет свое отражение в этом разделе!
  2. Грани таланта . 
    В арсенале каждого малыша непременно есть работа, являющаяся предметом его гордости! Возможно, это произведение представлено дома и занимает почетное место на полке, может быть висит на выставке работ в детском саду, а может эта работа (или ее фото – или ксерокопия) принимает участие в конкурсе. Рекомендуем вкладывать в этот раздел не только оригиналы (или копии) работ, но и фиксировать сам момент участия: фотографировать выставку и стенд с работой. 
  1. Награда для героя.
    Хотя это и не является общей практикой, но некоторые дети получают свои первые дипломы и медали уже в дошкольном возрасте. Кто-то побеждает в конкурсе рисунков на асфальте, кто-то получает кубок в спортивной секции, а кто-то становится победителем творческого конкурса. Данный раздел – копилка всевозможных официальных наград, полученных ребенком.
  2.  Скоро в школу.
    Этот раздел заполняется в тот период, когда ребенок начинает посещать подготовительные занятия в школе или целенаправленно готовится дома к началу обучения. Можно вложить всю тетрадку, с которой ребенок ходил на подготовительные уроки, а можно выбрать отдельные, наиболее удачные листы. Для того чтобы раздел был не мене красочным, рекомендуем сделать несколько фотографий. Например, в классе перед занятием или в магазине при покупке товаров к первому учебному году. С особой гордостью ребенок заполнит специальный лист-вкладку «Что вошло в ранец».
  1. Содержание.
    Последний лист – содержание портфолио
    Составление портфолио – это совместная работа, педагога с родителями, а главный герой – ребёнок.
    Важной особенностью папки личных достижений является то, что она позволяет осуществлять индивидуальный подход буквально к каждому ребенку. 
    При выпуске из детского сада портфолио вручается ребенку. Это подарок ему и его родителям.

Варианты портфолио.

  1.  Электронный портфолио. Это довольно новый вид систематизации информации. Именно он больше всего привлекает старших дошкольников. Портфолио в электронном варианте – это всегда красочное, яркое зрелище, с множеством интересных эффектов.
      Но не все педагоги и родители владеют компьютерной программой Power Point, и не в каждом учреждении, особенно в группе есть компьютер.
  1.  Портфолио-раскраска. Этот вид портфолио так же привлекателен для ребёнка. Ведь он сам может раскрашивать странички. Так же здесь допустимо и наклеивание готовых изображений. Но надо помнить, что содержание рубрик необходимо заполнять информацией.
    Пример странички из портфолио-раскраски. Рубрика «Мир вокруг нас». Титульный лист рубрики ребёнок может изобразить по своему усмотрению: может нарисовать как он ходил в зоопарк, раскрасить этот рисунок, но запись рассказа должен сделать взрослый.

3. Печатное портфолио одно из самых традиционных. Создаётся в виде папок, картотек.
Но любое портфолио должно привлекать в первую очередь самого автора. Страницы его должны быть оформлены так, чтобы дошкольник, который ещё не умеет читать, смог понять, о чём идёт речь. Этому способствуют фотографии, рисунки, иллюстрации.

Примерные виды разделов.

  1. «Познакомьтесь со мной». Раздел пополняется данными о рождении, знаке зодиака, информацией, кто из знаменитостей родился в этот день. Можно разместить информацию о том, что означает имя ребёнка. А также генеалогическое древо.
  2. «Я расту». Эту рубрику можно подразделить на две:
    - Вот какой я большой: вес, рост, можно прорисовать ладошку ребёнка на разных возрастных этапах
    - Чему я научился: прописываются умения и навыки, которые ребёнок приобрёл за прошедший год. Например, научился выговаривать звук –р, считать до десяти и т. д.
  1. «Моя семья»: помещаются фотографии членов семьи, рисунки ребёнка. Каждое изображение дополняется рассказом.
  2. «Мои друзья»: аналогично рубрике «Моя семья»
  3. «Мир вокруг нас»: фото или детские рисунки путешествий, семейного отдыха, прогулок, походов.
  4. «Золотые ручки». Этот раздел может содержать работы детей, сделанные своими руками или фотографии, если они объёмные. Обязательно прописывается дата, тема работы.
  5. «Расскажи обо мне»: рассказы о том, какой ребёнок на взгляд родителей, воспитателя детского сада, друга и т. д.
  6. «Размышления вслух»: высказывания детей, интересные речевые обороты, слова, размышления.
  7. «Мои достижения»: грамоты, благодарственные письма и т. д.


Алгоритм работы над портфолио.

  1. Постановка цели: автору должно быть понятно, для чего необходимо создавать портфолио.
  2. Определить вид портфолио.
  3. Определить временной отрезок, во время которого будет собираться информация.
  4. Определить структуру портфолио: количество, название рубрик.
  5. Презентация портфолио.


Работа над созданием портфолио позволяет сблизить всех его участников: родителей, педагога, ребёнка. Это своеобразный отчёт определённого жизненного пути маленького человека.  Работа над созданием портфолио – это продвижение вперёд, это стимул к чему-то более важному и значимому.

Памятка для педагогов ДОУ по ведению портфолио

1. Привлечение родителей к помощи при заполнении разделов портфолио.

2. Разделы портфолио не нумеровать, а располагать в произвольном порядке (по желанию).

3. Результат работ датируется, чтобы можно было отследить динамику, соответствующая оценка всегда сравнивает текущую работу ребёнка с более ранней.

4. Портфолио не использовать для сравнения детей между собой!!!

5.Рекомендуется объяснять детям принципы достоверности самооценки (чтобы она не была завышена или занижена).

6. Просмотр портфолио педагогом, родителями и другими учениками разрешается только с ведома и согласия ребенка которому принадлежит портфолио.

7. Страницы портфолио должны быть красиво оформлены, ребёнок должен понимать важность внешнего вида документа.

8. Важно, чтобы на каждом этапе в процессе продвижения к намеченной цели был зафиксирован успех ребенка, т.к. именно успех – наилучший стимул для дальнейшего развития.

2 июня 2017 в 13:26

Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.